Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности [Работоспособное состояние объекта — состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.], причин и времени возникновения неисправностей [Неисправное состояние ТС — состояние, при котором ТС не отвечаетхотя бы одному требованию нормативно-технической и (или) конструкторской документации.], а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей;
- определение причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих появлению неисправностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей в момент ДТП;
- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.